Как сделать бумагу. Секреты Самарканда.
Во время путешествия по Узбекистану мне посчастливилось попасть на мастер-класс по изготовлению знаменитой самаркандской бумаги, а также по марморированию. Эта бумага обладает уникальными качествами: не гниет в земле (книга пролежала в земле 3000 лет), не портится в воде, не интересует червяков и крыс. Сомневаюсь, что у кого-то получится воспроизвести процесс изготовления дома (разве что у вас есть водяная мельница :)), но, думаю, вам будет интересно, а может и поучительно.
В маленьком селе Кони Гил под Самаркандом живут 2 брата: Ислам и Зариф Мухтаровы. 10 лет назад они решили возродить древнее ремесло – ручное производство бумаги из коры тутового дерева (шелковица). Дело это творческое и благородное. Раньше, когда писали книги, было принято оставлять несколько пустых страниц в конце, чтобы каждый, кто ее прочтет смог написать свое мнение о прочитанном. Эти пустые листы используют сейчас: художники вырывают их и рисуют акварелью пейзажи, а потом продают туристам. Вот братья и помогают одновременно и реставраторам и художникам, и нас, туристов завлекают. Но настоящая цель Ислама и Зарифа – “обрадовать дух предков”.
С веток тутовника снимают верхний слой коры и измельчают на мельнице в течение 8 часов.
Далее ее варят в казане на маленьком огне приблизительно 7 часов, пока кора не превратится в волокно. Запах при этом стоит умопомрачительный 🙂
После этого волокно измельчают – бьют камнем, пока оно не станет жидкой однородной кашицей из тонких длинных и прочных волокон.
Затем кашицу размешивают в большом количестве воды и зачерпывают специальным ситом квадратной формы. Вода стекает и в сите остается мокрая бумага, образованная переплетением волокон – благодаря чему бумага обладает повышенной прочностью. После этого бумагу ставят под пресс и постепенно зажимают.
Затем лист сушат на специальной доске из грушевого дерева (!), привезенной из Индии и шлифуют гладким полудрагоценным камнем агатом. Шлифовка придает гладкость и прочность. Цвет бумаги – светло-горчичный, ее, конечно, можно отбелить известью, как это делают на современном производстве, однако еще наши предки знали секрет – от белой бумаги быстро устают глаза.
По этой же технологии производят бумагу из льна, хлопка, трикотажных отходов других видов деревьев, однако такая бумага получается рыхлая и не стойкая к воде.
Еще один секрет – мраморная раскраска бумаги (но для нас это, конечно не секрет :))
Как марморировать бумагу, дерево, стекло и другие поверхности:
* капли акриловой краски для марморирования капают на поверхность воды и разводят палочками либо другими удобными инструментами в разные стороны;
* декорируемый предмет на несколько секунд прислоняют к поверхности воды, поверхность предмета перенимает узор.
В древние времена Самарканд был центром науки и хотя здесь было такое же количество неграмотных людей, как и в других городах, Самарканд был на первом месте по количеств учебных заведений. Сюда съезжались все знаменитые ученые того времени на консилиумы и семинары. Чтобы сохранить знания их записывали. Записи велись на натянутой и высушенной бычьей коже, но сохранять такие свитки было очень неудобно – они занимали много места, к тому же их портили моль и крысы, привозить же бумагу нужно было издалека. Благодаря этому потребность в бумаге росла, тогда и решили местные ремесленники, что пора производить ее самим. Производство поддерживалось на государственном уровне самим Улугбеком. Из бумаги делали книги с переплётом из воловьей кожи. Производство одной книги занимало не меньше года.
Написать письмо соседнему хану не на бумаге из Самарканда могло быть воспринято как оскорбление, а также как признание собственной бедности.
Comments:
8 Comments. Leave new
🙂 а я то уж обрадовалась,сейчас думаю пойду бумагу делать 🙂
🙂 надеюсь, все же не расстроила вас написанным 🙂
нет,почитать конечно же интересно 🙂 и посмотреть
очень рада! мне очень нравятся ваши работы и ваш блог 🙂 вдохновения вам!
Спасибо. Можно вместо мельницы взять хороший миксер.
Очень интересно познавательно,спасибо.
Очень интересно надо попробывать
Интересная статья, современные художники делают что-то похожее, только с применением современных инструментов. Получается аутентично.